Бхакти-йога, «союз страстной преданности» является важнейшим отличительным признаком Степени Свободного Адепта 7°=4□, соотносится с сефирой Хесед. Древнееврейское слово «хесед» практически синонимично санскритскому «бхакти», «страстной любви к богу». Кроме того «Видение Любви» – это мистический опыт, обычно приписываемый достижению Хесед.
Хесед обычно переводится как «Милосердие». Однако, это древнееврейское слово имеет более глубокое значение, имеющее больше интерпретаций. Оно происходит от идентично произносимого корня «chasad», что буквально означает страстное и пылкое желание, страсть и мужество, соотносящиеся с этой центральной сефирой Столпа Силы Древа Жизни, которая служит связующим звеном потока сознания между Хокмой (Первичной Волей) и Нецах (Страстью). Точно так же известный еврейский филолог Уильям Гезениус перевел «chesed» в первую очередь как «страсть или пыл»: пламенное рвение по отношению к кому-либо, особенно в виде любящей доброты, добросердечия, благожелательности или милосердия. В более узком смысле «chesed» означает «почтительность людей по отношению к Богу» и «благодать, благосклонность, милость Бога по отношению к людям». Эти значения (как отмечалось выше) точно соответствуют пламенной благочестивой любви, которую означает слово «бхакти».
Гораздо ранее на своем Пути Философу (работая в сефире Нецах и еще не достигнув Знания и Собеседования со Священным Ангелом-Хранителем) необходимо изучать и практиковать Бхакти Йогу; но Философ проходит экзамен только по методике, а не по результатам. Алистер Кроули, напротив, писал о Градусе 7°=4□ (в неопубликованных дневниковых записях о требованиях для степеней А∴А∴ ), что
«Хесед – это величие и любовь. Его Бхакти-Йога должна быть превосходной».
Следующее отличие существует между Бхакти Йогой, практикуемой в Хесед и в Нецах. Бхакти имеет две основные разновидности:
- Гауни-бхакти – это подготовительная, внешняя, ритуалистическая форма Бхакти Йоги, практикуемая Философом в Нецах (См. «Книгу Астарты» для А∴А∴ нормативное наставление)
- Пара-бхакти или «Высшая Бхакти» – наивысшее совершенство в Бхакти Йоге – чистейшая бхакти – естественная для Свободного Адепта в Хесед.
Что же такое эта пара-бхакти? Ее основополагающая характеристика – это воспоминание или памятование. Каббалисты соотносят память с Хесед, в том же смысле, как мы соотносим желание с Нецах и интеллект с Ход. Похожим образом в Буддийском Восьмеричном Пути седьмая ступень, примерно соответствующая градусу 7°=4□ А∴А∴ , называется «Саммасати» – «правильное воспоминание».
«Re-member» (вспоминать) – дословно означает «Быть помнящим об этом снова».
«Вспоминание» (remember) – антоним «Делить на части» (расчленять), отсюда имеющее психологическое и мифологическое значение прочтение старой шутки о том, что последние слова умирающего разделенного на части Осириса своей невесте Исиде были «Всегда снова собирай («Re-member me always».) мои члены (части)” (Что она и делала!)
В классической «Бхакти-Йоге», (Глава I) Свами Вивекананда объясняет эту взаимосвязь, цитируя комментарий Бхагавана Раманюджа к одной из индуистских сутр:

Свами Вивекананда
«Созерцание есть постоянное памятование предмета созерцания, текущее подобно непрерывной струе масла, переливаемого из одного сосуда в другой. Когда этот род памятования (о Боге) достигнут, все оковы разбиты. Так говорится в Писаниях о постоянном памятовании как средстве к освобождению. Оно принадлежит к той же форме, как и видение, как видно из слов: «Когда видим Того, Кто далеко и близко, оковы сердца разбиты, все сомнения прекратились и исчезли все результаты труда». (Тот, кто близко, может быть видим, но того, кто далеко, можно только помнить; Писание, однако, говорит, что мы должны видеть того, кто далеко, так же хорошо, как и того, кто близко, ясно указывая тем на упомянутый выше род памятования, настолько же отчетливый, как и видение.) Достигая высшего напряжения, этот род памяти принимает ту же форму, как и видение. Молитва, как видно из самых основных текстов Писания, не что иное, как постоянное воспоминание; так же определяется и знание. Таким образом, память в той степени ясности, когда она становится непосредственным восприятием, рассматривается в шрути (Шру́ти санскр. श्रुति śruti IAST «услышанное» — канон священных текстов индуизма, изначальные богооткровенные ведийские тексты.- прим. переводчика) как средство к освобождению. «Атман не может быть достигнут ни науками, ни рассуждениями, ни усердным изучением Вед. Атман достигается теми, кого желает Атман; тому Атман сам открывается». Здесь, после того как сказано, что просто слушать, думать и созерцать — недостаточно для достижения Атмана, говорится: «Кого желает Атман, тем он достигается». Желателен бывает только чрезвычайно любимый; больше же всего Атман любит того, кто его очень любит. Такой любимый может достичь Атмана; ему помогает Сам Бог: «Кто постоянно думает обо Мне и молится Мне с любовью, тех волю Я направляю так, что они приходят ко Мне». Таким образом, здесь сказано, что только тот желателен Высочайшему Атману и приходит к Нему, кому это памятование, становящееся прямым восприятием, само по себе очень дорого, потому что оно дорого объекту такого восприятия. Это постоянное памятование и называется словом Бхакти».
Вкратце, Пара-Бхакти Йога – это непрерывное воспоминание Возлюбленного, беспрерывный союз-путем-воспоминания Божества-как-Любви, бесконечное пребывание в этой Любви. В основе своей это идентично «двекут» (приверженность, ревностная преданность) в хасидизме. И бхакти, и двекут имеют внешние и внутренние аспекты поклонения, где ритуальные формы служат в первую очередь для установления осознанного восприятия этих взаимоотношений с источником всей любви и позднее служат стимулом продолжающемуся воспоминанию; но суть высшей практики – это лишь непрекращающееся осознание, неизменное внутри, сама бесконечная Любовь. Как написано в Книге Закона 2:42-43:
«Празднество каждый день в ваших сердццах, упоенных моим восторгом! Празднество каждую ночь ради Ну и блаженство наивысшего счастья».
Это утверждение долгое время описывалось мистиками Востока и Запада сходным образом, как одна из основополагающих характеристик, появляющихся у адептов, подразумевающая градус, относящийся к сефире Хесед. «Даваках» рассматривает эти близкие взаимоотношения как пребывание с «Богом», Бхакти рассматривает их как пребывание с Ишварой. Мы называем это со «Священным Ангелом-Хранителем». Все это одно и то же, разница лишь в названиях.
Свободный Адепт, несомненно, нуждается в небольшой помощи или руководстве в этом, даже от ее воплощенных настоятелей в Ордене; ибо в лице Священного Ангела-Хранителя ей дается самый совершенный наставник, какого только можно пожелать на путях Любви.
Перевод: Мария Мельникова
Редактура: RaHoorKhuit