Джеймс Эшельман. Пара-Бхакти Йога

Бхакти-йога, “союз страстной преданности” является важнейшим отличительным признаком Степени Свободного Адепта 7°=4□, соотносится с сефирой Хесед. Древнееврейское слово “хесед” практически синонимично санскритскому “бхакти”, “страстной любви к богу”. Кроме того “Видение Любви” – это мистический опыт, обычно приписываемый достижению Хесед.

Пара-бхакти йога
Хесед обычно переводится как “Милосердие”. Однако, это древнееврейское слово имеет более глубокое значение, имеющее больше интерпретаций. Оно происходит от идентично произносимого корня “chasad”, что буквально означает страстное и пылкое желание, страсть и мужество, соотносящиеся с этой центральной сефирой Столпа Силы Древа Жизни, которая служит связующим звеном потока сознания между Хокмой (Первичной Волей) и Нецах (Страстью). Точно так же известный еврейский филолог Уильям Гезениус перевел “chesed” в первую очередь как “страсть или пыл”: пламенное рвение по отношению к кому-либо, особенно в виде любящей доброты, добросердечия, благожелательности или милосердия. В более узком смысле “chesed” означает “почтительность людей по отношению к Богу” и “благодать, благосклонность, милость Бога по отношению к людям”. Эти значения (как отмечалось выше) точно соответствуют пламенной благочестивой любви, которую означает слово “бхакти”.

Гораздо ранее на своем Пути Философу (работая в сефире Нецах и еще не достигнув Знания и Собеседования со Священным Ангелом-Хранителем) необходимо изучать и практиковать Бхакти Йогу; но Философ проходит экзамен только по методике, а не по результатам. Алистер Кроули, напротив, писал о Градусе 7°=4□ (в неопубликованных дневниковых записях о требованиях для степеней А∴А∴ ), что

“Хесед – это величие и любовь. Его Бхакти-Йога должна быть превосходной”.

Следующее отличие существует между Бхакти Йогой, практикуемой в Хесед и в Нецах. Бхакти имеет две основные разновидности:

  1. Гауни-бхакти – это подготовительная, внешняя, ритуалистическая форма Бхакти Йоги, практикуемая Философом в Нецах (См. “Книгу Астарты” для А∴А∴ нормативное наставление)
  2. Пара-бхакти или “Высшая Бхакти” – наивысшее совершенство в Бхакти Йоге – чистейшая бхакти – естественная для Свободного Адепта в Хесед.

Что же такое эта пара-бхакти? Ее основополагающая характеристика – это воспоминание или памятование. Каббалисты соотносят память с Хесед, в том же смысле, как мы соотносим желание с Нецах и интеллект с Ход. Похожим образом в Буддийском Восьмеричном Пути седьмая ступень, примерно соответствующая градусу 7°=4□ А∴А∴ , называется “Саммасати”“правильное воспоминание”.

“Re-member” (вспоминать) – дословно означает “Быть помнящим об этом снова”.
“Вспоминание” (remember) – антоним “Делить на части” (расчленять), отсюда имеющее психологическое и мифологическое значение прочтение старой шутки о том, что последние слова умирающего разделенного на части Осириса своей невесте Исиде были “Всегда снова собирай (“Re-member me always”.) мои члены (части)” (Что она и делала!)
В классической “Бхакти-Йоге”, (Глава I) Свами Вивекананда объясняет эту взаимосвязь, цитируя комментарий Бхагавана Раманюджа к одной из индуистских сутр:

Сваами Вивекананда

Свами Вивекананда

“Созерцание есть постоянное памятование предмета созерцания, текущее подобно непрерывной струе масла, переливаемого из одного сосуда в другой. Когда этот род памятования (о Боге) достигнут, все оковы разбиты. Так говорится в Писаниях о постоянном памятовании как средстве к освобождению. Оно принадлежит к той же форме, как и видение, как видно из слов: “Когда видим Того, Кто далеко и близко, оковы сердца разбиты, все сомнения прекратились и исчезли все результаты труда”. (Тот, кто близко, может быть видим, но того, кто далеко, можно только помнить; Писание, однако, говорит, что мы должны видеть того, кто далеко, так же хорошо, как и того, кто близко, ясно указывая тем на упомянутый выше род памятования, настолько же отчетливый, как и видение.) Достигая высшего напряжения, этот род памяти принимает ту же форму, как и видение. Молитва, как видно из самых основных текстов Писания, не что иное, как постоянное воспоминание; так же определяется и знание. Таким образом, память в той степени ясности, когда она становится непосредственным восприятием, рассматривается в шрути (Шру́ти санскр. श्रुति śruti IAST «услышанное» — канон священных текстов индуизма, изначальные богооткровенные ведийские тексты.- прим. переводчика) как средство к освобождению. “Атман не может быть достигнут ни науками, ни рассуждениями, ни усердным изучением Вед. Атман достигается теми, кого желает Атман; тому Атман сам открывается”. Здесь, после того как сказано, что просто слушать, думать и созерцать – недостаточно для достижения Атмана, говорится: “Кого желает Атман, тем он достигается”. Желателен бывает только чрезвычайно любимый; больше же всего Атман любит того, кто его очень любит. Такой любимый может достичь Атмана; ему помогает Сам Бог: “Кто постоянно думает обо Мне и молится Мне с любовью, тех волю Я направляю так, что они приходят ко Мне”. Таким образом, здесь сказано, что только тот желателен Высочайшему Атману и приходит к Нему, кому это памятование, становящееся прямым восприятием, само по себе очень дорого, потому что оно дорого объекту такого восприятия. Это постоянное памятование и называется словом Бхакти”.

Вкратце, Пара-Бхакти Йога – это непрерывное воспоминание Возлюбленного, беспрерывный союз-путем-воспоминания Божества-как-Любви, бесконечное пребывание в этой Любви. В основе своей это идентично “двекут” (приверженность, ревностная преданность) в хасидизме. И бхакти, и двекут имеют внешние и внутренние аспекты поклонения, где ритуальные формы служат в первую очередь для установления осознанного восприятия этих взаимоотношений с источником всей любви и позднее служат стимулом продолжающемуся воспоминанию; но суть высшей практики – это лишь непрекращающееся осознание, неизменное внутри, сама бесконечная Любовь. Как написано в Книге Закона 2:42-43:

“Празднество каждый день в ваших сердццах, упоенных моим восторгом! Празднество каждую ночь ради Ну и блаженство наивысшего счастья”.

Это утверждение долгое время описывалось мистиками Востока и Запада сходным образом, как одна из основополагающих характеристик, появляющихся у адептов, подразумевающая градус, относящийся к сефире Хесед. “Даваках” рассматривает эти близкие взаимоотношения как пребывание с “Богом”, Бхакти рассматривает их как пребывание с Ишварой. Мы называем это со “Священным Ангелом-Хранителем”. Все это одно и то же, разница лишь в названиях.

Свободный Адепт, несомненно, нуждается в небольшой помощи или руководстве в этом, даже от ее воплощенных настоятелей в Ордене; ибо в лице Священного Ангела-Хранителя ей дается самый совершенный наставник, какого только можно пожелать на путях Любви.

Перевод: Мария Мельникова
Редактура: RaHoorKhuit

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.