Объяснение йоги

Йога-сутра Патанджали

Йог Пранавананда 1
Йога-Сутры Патанджали – очень старая книга, классика, на протяжении тысячелетий копируемая и перекопируемая писателями. Разумеется, не все, но большая часть книг по йоге вышла из Йога-Сутр. К этому большинству относится и практически всё из написанного Алистером Кроули на эту тему.
Санскритское слово сутра обычно переводится как «афоризм», а это слово, в свою очередь определяется как: «емкое выражение истины или точки зрения; пословица» – то есть, наставление. Таким образом, название Йога-Сутры можно перевести как “Наставления в Единении”, поскольку йога означает “единение”.
Более буквально, сутра – это  нить, на которую нанизываются драгоценные камни. Если вам не на что медитировать, то этот образ прекрасно подойдет  для начала. В этом отличие сутры от афоризма: он краткий, емкий и обособленный, тогда как сутра – это часть продолжающейся нити идей. По мере практики медитации и постижения на собственном опыте природы работы своего ума образ нити с насаженными на нее драгоценностями, обретет большую значимость.
Мы могли бы потратить время на обсуждение детальной истории и авторитета этой книги. Или мы можем приступить прямо к обсуждению и практике йоги. Мы выбираем второе, поскольку этот путь кажется гораздо более значимым. Тем не менее, могут оказаться ценными насколько предварительных ремарок относительно структуры труда Патанджали. Сутры разделены на четыре главы. Структура этих глав намекает на то, что они задумывались как инструкции для проходящих пошаговую посвятительную систему. Полагаю, что это так, хотя, прямых тому доказательств, как мне известно, нет. Другие древние труды по йоге, такие как Шива-Самхита, не оставляют сомнений в своей принадлежности к эзотерической церемониальной посвятительной традиции, но в Йога-Сутрах это лишь подразумевается.
Задача первой главы книги – как и этой статьи – сделать так, чтобы читатель приступил к практике медитации! К теории мы сможем обратиться впоследствии, по мере необходимости. Существует пять санскритских терминов, которые вам необходимо понять прежде, чем продолжить. Мы постоянно будем использовать эти слова, а в английском языке нет их точных аналогов. Вот они: йога, Пуруша, Пракрити, читта и вритти.
Йога означает “единение”. В особенности подразумевается духовное единение. Подобно английским словам “yoke” (ярмо) “join”(связь) “syzygy” (сизигий) и прочими оно происходит от корня yeug-, соединять. Соединять что? Ну, здесь могут быть различные значения на различных уровнях, однако, так или иначе, это соединение нас с нашими духовными корнями, с тем, что одни называют Самостью,  а другие – Богом. Ярлыки не имеют значения;  когда вы дойдете до конца, вам будут даны все ответы, которые нужны. Философия йоги говорит “ДЕЛАЙ!”. Ярлыками, именами и теориями вы сможете обвесится позже.
Отметьте, что йога, “единение”, означает то же что и “религия”, или “re-ligature” – переподключение нас к нашим духовным истокам. Оно так же схоже по смыслу с понятием «знание и собеседование», использовавшимся западными магами для описания их духовных целей; поскольку и «познание» и «собеседование» оба термина, в старину обозначавших сексуальное единение.
Пуруша и Пракрити – это сложные понятия, просто потому, что интеллект, как правило, слишком их усложняет. По сути, Пуруша означает  “Я”, наше НАСТОЯЩЕЕ Я, а Пракрити – это все остальное. Однако, «все остальное» включает в себя большую часть того, о чем мы обычно думаем (в повседневной жизни) как о себе. Наше тело – это не наше Я, а часть Пракрити.  Точно так же наши мысли и эмоции, и каждая отдельно взятая часть нас – за исключением той ЕДИНСТВЕННОЙ части –  это Пракрити. Пуруша часто переводится как “Я”, а Пракрити как “природа”. Или, Пракрити – это “созерцаемое”, а Пуруша – “Созерцатель”, то есть тот, кто созерцает. Пуруша есть “свидетель” всего жизненного опыта. Иные интерпретируют Пурушу, как “дух”, в сравнении с Пракрити – “материей”. Это не плохое сравнение, однако, Пракрити включает в себя намного больше, чем вся совокупность материи наших физических чувств, а Пуруша не должна быть настолько абстрактной, чтобы терять идею о своем фактическом существовании.2
Вот очень хороший пример того, каким заманчивым может быть усложнение. Философы написали множество сток, столетиями анализируя простые вещи и делая их более сложными. Что мы подразумеваем под “я”? А под “другими”? А под “природой”? Является ли Пуруша тем же самым что и Атма, или еврейская Йехида, или даже Ишвара (термин из Адвайты, означающий Святого Ангела-Хранителя)? Насколько близко Пуруша (свидетельствующая точка зрения и Настоящее Я) и Пракрити (вся совокупность природы) соотносятся с Хадитом и Нюит (Центром и Окружностью)?
По мере нашего продвижения мы можем получить ответы на некоторые из этих вопросов, но главное, на что я хотел бы указать прямо сейчас, это то, что все эти вопросы – не то, что нужно для практики йоги. Не усложняйте! Сложности слишком занимают ум, и практиковать йогу становится труднее. Будьте простыми. Не беспокойтесь о деталях. Вы интуитивно знаете, что имеется ввиду, когда я говорю «вы». Вы интуитивно улавливаете, что может означать Пракрити как “природа”,  “созерцаемое”, всё воспринимаемое вами, всё, что не есть ВЫ. К тому же ваше представление о том, что значит “вы”, будет меняться по мере вашего продвижения, так что в связывании себя терминами нет ничего полезного. Есть вы – и есть все остальное. Придерживайтесь простой идеи.
Нам осталось осветить еще два слова. Одно из них это читта, обычно переводимое как “материя ума”. Возможно, вы не привыкли думать о своем уме, как о чем-то, состоящим из материи. Однако и йоги, и алхимики говорят нам именно это. Они рассматривают сознание как вещество. Например, именно это подразумевают алхимики, когда называют Меркурий (астрологический символ ума) “наша вода”. Можно наблюдать, как ум течет, движется,  разветвляется, застывает, обтекает и так далее,  в точности как вода. Благодаря этому сходству, читта порой наиболее удобно переводится как “озеро” или “ручей” материи ума.
Вритти обычно переводится йогами как “видоизменение”. Вритти – это “видоизменения” материи ума, в частности, состояния и формы, которые принимает читта, такие как определенные мысли, реакции, отношения к чему-либо. Весьма интересно, что вритти буквально означает “водоворот”. Так вритти, обычно переводимые как “видоизменения материи ума”, могут быть поняты как водовороты в озере материи ума. Патанджали утверждал, что существует пять классов вритти. Его дискуссии 3 на эту тему стоят того чтобы их изучить, поскольку содержат тонкую, глубокомысленную психологию, однако на практике от них мало проку. Они полезны лишь тем, что указывают на то, что все “видоизменения” читты есть вритти. Обладая знаниями эзотерической психологии, которые дает нам современное понимание Каббалы, мы можем лучше всего сказать, что все мысли, эмоции и образы – это вритти. Как и абстрактные архетипы, из которых появляются символы. Все это является основным содержанием индивидуальной человеческой психики и основными формами, которые принимает внутри неё человеческое сознание.
Итак. Если вы понимаете эти пять терминов, тогда мы готовы к тому,  чтобы дать определение йоги. В главе I сутрах 2-4 Патанджали определяет ее следующим образом:
Йога есть удержание читты от принятия разнообразных вритти. 4 В этом случае Пуруша пребывает в Своем собственном состоянии. В противном случае, Пуруша отождествляется с  вритти.
Это значит: чтобы достигнуть Единения, которое суть задача йоги, мы должны учиться успокоению водоворотов на озере нашего сознания. Мы должны сопротивляться тому, чтобы читта, или “материя ума”, принимала различные формы, становилась мыслями, или эмоциями, или образами. Мы должны успокоить эти непременно возникающие мысли, эмоции и образы, и учиться тому, как существовать и быть сознательным в состоянии, в котором они не существуют. Когда мы достигаем этого, тогда  Пуруша – Я, которым мы в действительности являемся – пребывает в своем собственном, присущем ему состоянии, не измененное искажающими обстоятельствами, не захваченное ошибочным принятием своих мыслей, своих эмоций и своих образов за само себя. Это состояние внутренней уверенности, безмятежности и Истинной Воли. Хотя мы способны входить в это состояние лишь на короткие промежутки времени, его постепенное проникновение в нашу душу сделает наше состояние в остальное время все более к нему приближенным.
Как мы делаем это? Мы медитируем. Все прочие навыки и методы в йоге уместны лишь, поскольку помогают нам медитировать. И, хотя литература порой становится довольно сложной, с большим количеством слов на санскрите, которые никто не объясняет, и большим  количеством теории, на счет которой все равно никто не уверен, базовые методы довольно просты. Я разберу их в паре следующих абзацев. Если вы проявите упорство в практике того, что дано ниже, то, в конечном счете, достигнете результатов йоги, то есть Единения.
В сутрах 31-32 Патанджали косвенным образом сообщает нам весь секрет:
Печаль, умственное утомление, физическая неустойчивость, неразмеренное  дыхание мешают непрерывной концентрации.
Печаль и умственное утомление суть нарушения равновесия эмоций и разума соответственно. Это сильные “водовороты” в озере сознания,  могущественные вритти в читте.  Первым делом, мы должны их как-то успокоить.
Если печаль, умственное утомление, физическая неустойчивость, нерегулярное дыхание мешают непрерывной концентрации, тогда ключ к йоге таков: Отложите в сторону все эмоциональные и умственные заботы. Сделайте свое тело устойчивым. Дышите размеренно. После чего практикуйте непрерывную концентрацию. Звучит трудно? Если да, тогда запомните, что вы не можете с самого начала ожидать совершенства. Просто начните. Каждый читающий данную статью, способен на это.
Конечно, порой мы не можем успокоить свои мысли, эмоции и ментальные образы по первому требованию. Порой навязчивые мысли или негативные эмоции слишком крепко держат нас.  В таких случаях вы по-прежнему можете сесть медитировать, и возможно, сам этот жест решит проблему. Просто поймите и примите, что ваши волнения сделают медитацию труднее. Не судите себя строго.
Вы можете практиковать сосредоточение на “что-то” и на “ничто”. Концентрация на “ничто” более продвинутая и намного более сложная для большинства людей, так что скорее всего вы захотите начать с концентрации на “что-то”. Делайте это достаточно долго и в конечном итоге вы все равно придете к концентрации на “ничто”.
На чем вам следует сосредотачиваться? Да на чем угодно! Различные вещи работают для различных людей. Хорошим началом станут упражнения, предложенные статье “Устрой Себе Перерыв“. Или используйте свечу. Или любой простой символ. Или вообразите теплое, сверкающее Солнце в своей сердечной чакре, или простой подобное свечному пламя внутри нее. Или думайте о человеке, которого уважаете и к чьему уровню сопереживания и мудрости стремитесь. Или выберете вовсе что-нибудь другое. Что важно, так это выбрать что-нибудь, начать и проявлять настойчивость.
Хотя работа концентрации и не зависеть от моральных соображений относительно объекта сосредоточения, рекомендуется, чтобы вы выбрали объект, который считаете святым, или согласующимся с вашими конечными целями и устремлениями. Зачем? Потому что, если вы проявите упорство в своей медитации, то, скорее всего, получите вполне определенные результаты – но не идеальные результаты с первого раза! Результаты медитации могут быть очень сильными.  Они способны сокрушить ваш разум. И первые мысли или образы, которые после этого ворвутся в него обратно, вполне могут стать одержимостями. Они могут показаться целой вселенной, и им на какое-то время может придаваться огромное значение. Так что старательно выбирайте объект для своей концентрации или медитации.

  • Ключ к счастью – это правильные выборы
  • Ключ к правильным выборам – это развитие проницательности
  • Ключ к развитию проницательности – это….  неправильные выборы
  • Цените свои неправильные выборы. Они суть важные шаги по дороге к счастью.
перевод: Frater Phoenix

Сноски

  1. Джеймс Эшельман
  2. слово Пуруша буквально означает “личность”
  3. См. Главу I, стихи 5-11
  4. Впоследствии, опираясь на это определение, я создал следующее определение магии: “практика заставлять материю ума (читту) принимать определенные формы или видоизменения (вритти)”. Таким образом, определения магии и йоги взаимно дополняют друг друга и основываются на одинаковых принципах, подход к которым осуществляется взаимодополняющими способами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.