Живая Телема. Часть 1: инструменты для путешествия. Глава 1. Введение в Каббалу.

9780989384414

 

Глава 1. Введение в Каббалу

{Другая версия этого описания впервые издавалась в Инструкторском Руководстве Фадимана и Фрагера «Личность и личностный рост», учебнике по психологии для выпускников. Соответственно, оно было разработано для введения в Каббалу аудитории, не имеющей начального представления о ней, и с акцентом на практическое приложение в психотерапевтических целях. Хотя в этом руководстве не используется непосредственно терминология Телемы, оно описывает универсальные процессы, которые формируют основу Телемитской магической и мистической практики. Данное руководство размещается здесь в качестве базового введения в каббалистические понятия и частично в психологические аспекты Каббалы, которые вы можете найти особенно полезными для своего продвижения. Поскольку данное введение было написано более 15 лет назад, оно не отражает мое более проработанное понимание материала, но я размещаю это руководство здесь в надежде, что оно будет полезно для начинающих.}

Введение.

Последние несколько десятилетий отмечены ростом благосклонного отношения к восточным философиям среди большинства деятелей западной мысли и культуры. Важность этого тренда в сфере философии вдохновенно и объективно аргументируют как в этом учебнике, так и в других источниках. Пока изложение было сфокусировано на психологических аспектах в традициях суфиев, буддистов и йогов, в тоже время, в конце 20-го века была замечена еще другая мистическая система, влившаяся в основное течение просвещенной мысли – это Каббала. Каббала излагает удивительно богатую и сложную надличностную психологию; психологию, у которой есть много что предложить современному обществу в вопросах поиска глубины, смысла и цели в жизни.

Каббала – это название мистической ветви иудаистской традиции. Слово «каббала» произошло от ивритского корня «kabal», который дословно означает «получать» (Каплан, 1991). Соответственно каббалистическая цель заключалась в получении просвещения и мудрости от Бога. Многие из каббалистических учений и методологий предполагали осмысление этого процесса божественной трансформации и развитие духовных способностей для удержания и интеграции божественного потока. Это достигалось через различные практики, разработанные таким образом, чтобы помочь создать и подготовить духовное «хранилище», часто называемое в каббалистической литературе «keli» – духовный сосуд.

Основные концепции, структуры и движущие силы.

Каббала одновременно описывает (a) процесс божественного создания вселенной и Сознание Бога, (b) структуру и функционирование человеческой психики и (c) «путь возвращения», который воссоединяет человеческую психику и душу с ее божественным источником.

Создание Вселенной

Каббалистические традиции описывают создание вселенной, как серию последовательных эманаций божественной природы. Они зародились в великом ничто «ain» и постепенно приняли форму 10 «сефирот» (сфер) и 22 путей, соединяющих их. Вместе сефирот и соединяющие пути составляют «эц хаим» или Древо Жизни – карту вселенских возможностей. Древо Жизни не только представляет процесс создания, это также изображение «сознания Бога», и, продвигаясь в понимании различных аспектов Древа, каббалисты верили, что они приближаются сами к божественности.

Каббала древо Жизни

Древо Жизни

Десять сефирот описывают процесс создания все более комплексных и многообразных форм во вселенной. Сефирот символизируют все возможные состояния бытия и формируют полный каталог идей и манифестаций божественного Сознания. Что касается путей, то они показывают изменения состояний и течения между этими состояниями бытия. Процесс создания описывается нисхождением по Древу в числовом порядке сефирот. Хотя идеи, ассоциированные со сферами и путями слишком общие и широкие, названия сефирот дают хорошее указание на подразумеваемые базовые концепты. Их названия и перевод даны ниже

  1. Кетер – Венец
  2. Хокма – Мудрость
  3. Бина – Понимание
  4. Хесед – Милосердие
  5. Гебура – Сила
  6. Тиферет – Красота
  7. Нецах – Победа
  8. Ход – Великолепие
  9. Йесод – Основание
  10. Малкут – Царство

Фактически переход от Кетер к Малкут подразумевает нисхождение божественного начала от первоначальной единой точки Кетер через архетипические сущности, ассоциируемые со сферами от Хокмы до Йесод, и завершающееся в материальной проявленной вселенной в Малкут. С каждой более низкой ступенью, божественное начало становится все более и более плотным и многогранным, принимая свойства каждой последующей сефиры.

…представим луч солнечного света, светящий через окно с 10 загрязненными стеклами разных цветов. Солнечный свет не имеет цвета вообще, но создается впечатление изменения оттенка при прохождении через стекла различного цвета. Окрашенный свет проходит сквозь окно. В действительности свет не изменился, однако наблюдателю он кажется измененным. Тоже самое с сефирот. Свет, который одевается в сосуды сефирот, есть сущность, подобная лучу солнечного света. Эта сущность не изменяет цвет вообще: ни строгость, ни милосердие, ни правая, ни левая. При этом по мере истечения через сефирот, через это раскрашенное загрязненное стекло, строгость или милосердие проявляются (Матт, 1994, стр.38).

Человеческая Душа.

Части души каббала

Каббалистические “части души” на Древе Жизни

Наивысший, наиболее духовный аспект души называется Йехида. Это эссенция Духа и наша основная связь с коллективным сознанием и вселенской энергией. Это аналог Самости в юнгианской концепции. Большая часть духовно-психологической работы в каббалистической психологии направлено на сознательное объединение «низших» наших аспектов с этой внутренней искрой Духа. На Древе Жизни Йехида пребывает в Кетер, точке, из которой проистекает все творение. Эта параллель между Источником зарождения вселенной и Источником индивидуального сознания имеет первостепенную важность, как мы увидим, обсуждая Путь Возвращения ниже.

Из Йехиды исходят два взаимодополняющих принципа – Хийа, жизненная сила и духовная Воля и Нешама, способность к восприимчивости и интуиции, которая дает форму и смысл этой жизненной силе. Хийа соотносится с сефирой Хокма, а Нешама – с Бина. Нешама – это духовная интуиция, освещающая и пробуждающая энергию, которая нисходит от чистого духа к тем, кто готов ее принять. Излагая в более традиционных психологических терминах: чтобы обеспечить духовно-психологический рост, мы должны приобщиться к божественному, к интуитивной мудрости Самости, сотворив связь между ней и нашим сознательным эго.

Рациональное сознание состоит из ряда энергий, которые совместно называются Руах, что в буквальном смысле обозначает «дыхание», а также намекает на идею насущной жизненной силы. Сравните это с латинским «spiritus», греческим «pneuma», китайским «chi» и санскритским «prana», все они приравнивают дыхание жизненной силе. Смысл этого состоит в том, что сознание, руах является вечно текущим и полным жизненной энергии, как воздух, которым мы дышим. Руах является аналогом юнгианского эго в его наиболее широком смысле – вся совокупность сознательного самовосприятия. Формирование из Руах подобия сосуда для прилива духовного озарения свыше – это типичная работа ряда систем надличностной психологии, также как и многих мистических традиций. Это аналог связи Эго-Самость, описанной выше. В качестве другой метафоры этого процесса можно рассматривать суфийскую концепцию наполненности «вином» Господним.

Руах состоит из 5 сефирот на Древе Жизни, каждая из которых представляет специфическую составляющую человеческого эго-сознания. Эти составляющие сведены в нижеследующую таблицу, где указана сефира и что с ней сопоставляется.

Память – Хесед

Воля – Гебура

Воображение – Тиферет

Страсть / Эмоции – Нецах

Интеллект – Ход

Каббала учит, что наши подсознательные, инстинктивные стремления и энергии находятся в Нефеш. Нефеш ассоциируется с сефирой Йесод и очень похоже на юнгианское личностное бессознательное или id Фрейда. Это неистощимый источник мощнейшей энергии, который должен быть исследован, изучен и использован в созидательных целях без блокирования, подавления, одержимости и расстройств. То есть Руах должен быть повелителем этих энергий и никак иначе. Жизненные инстинктивные силы Нефеш должны быть обузданы конструктивным, сознательным управлением Руах, тогда они могут быть приложены в работе по духовно-психологическому росту и гармонизации. Этот процесс не может не напомнить указание на задействование кундалини для трансформации личности, описанное в традициях йоги.

Наконец человеческое тело как таковое обычно называется Гуф в каббалистической традиции. На Древе Жизни Гуф расположен в Малкут. Не случайно Гуф и Нефеш соседствуют, из этого можно заключить, что их функции тесно переплетены. То есть существует тесная взаимосвязь между вегетативной нервной системой, инстинктами, подсознанием и человеческим телом в целом. У человека, находящегося в своем естественном состоянии, именно эти телесные и инстинктивные аспекты личности, а не Руах, наиболее восприимчивы к духовно передаваемым интуитивным прозрениям. Таким образом, как учит каббалистическая традиция, наш дух более близко и непосредственно связан с нашим телом, инстинктами и нашим подсознанием, нежели наше рациональное сознание. И только когда мы продвигаемся по Пути Возвращения, тогда эта связь между сознательным Руах и сверхсознательной Нешамой укрепляется.

Путь Возвращения

Путь Возвращения – каббалистический термин, описывающий процесс воссоединения воплощенной человеческой личности с ее божественным Источником. Так как вселенная (и каждое человеческое существо) была создана «сверху вниз» нисхождением из Кетер, то каждый человек должен разыскать путь назад к Богу, поднимаясь от Малкут. Это уникальная и элегантная каббалистическая формулировка мистического пути, общего для всех эзотерических традиций. То есть, отслеживая процесс, как мы пришли в этот мир, мы можем исследовать божественную природу в нас и выйти за пределы физического существования.

Начало Пути Возвращения можно визуализировать, как создание чаши или подобия сосуда. Грубый материал этой чаши есть, разумеется, человеческая личность в ее инертном, не возвышенном состоянии – лист металла, которому будет придана форма чаши, если на то будет ваша воля. Так как назначением любой чаши является содержание жидкости, то задача человеческой личности заключается в том, чтобы стать сосудом для «жидкости» божественного вдохновения – такой, которую Суфии описывают, как вино Господне. Также мы должны сформировать себя как сбалансированную и устойчивую чашу, без дыр и с крепкой основой, если мы хотим достигнуть успеха. Поэтому большая часть духовно-психологической работы на первых шагах по Пути Возвращения заключается в уравновешивании нашей личности и освещении тех дефектов в конструкции, которые могли бы препятствовать нашей чувствительности к божественному.

Карл Юнг считал, что нам следует приложить усилия в балансировке четырех функций личности: мышлении, чувствовании, ощущении и интуиции. Аналогично первые четыре шага на Пути Возвращения – прохождение через сефиры Малкут, Йесод, Ход и Нецах – могут быть рассмотрены, как уравновешивание аспектов человеческого существования, с которыми они связаны. В Герметической Каббале эти сферы соответствуют Земле, Воздуху, Воде и Огню, соответственно. Говоря психологическим языком, они представляют ощущение, обычную интуицию, интеллект и эмоции или страсти, что соответствует функциям Юнга, описанным выше. Только в случае, когда эти аспекты низшей человеческой личности сбалансированы, сосуд подготовлен для осознанного приема божественного света.

Пятый шаг на Пути Возвращения приводит каббалиста к сфере Тиферет, центру Древа Жизни. Этот этап ознаменовывается буквально нисхождением духовного света, именно поэтому Тиферет – это сфера, которой соответствует Солнце в Герметической Каббале. Формируя подходящий сосуд, каббалист по сути исполняет воззвание к высшим силам внутри себя, приглашающее божественный свет поселиться в его, бывшей до этого земной, человеческой жизни. Другая подходящая метафора этого процесса – молниеотвод. Если он построен корректно, то его истинная природа заключается в том, чтобы переносить выброс электричества свыше. Аналогично уравновешенная человеческая душа есть молниеотвод для божественного присутствия. Правильно сформированный, он не может сам помочь, но принесет выброс духовного озарения.

Путь Возвращения за пределами Тиферет характеризуется заметно более интимными отношениями между низшей человеческой личностью и божественным. Если ступени до Тиферет были чем-то похожим на ухаживание, а достижение Тиферет – на свадьбу, то оставшийся Путь Возвращения можно сравнить с постоянными супружескими взаимоотношениями. Окончательной же целью является полное воссоединение с Богом в сефире Кетер.

В герметической каббале традиционно понимается, что эта постоянная связь между личностью и божеством дает все те преимущества, которые связывают с психологическим и духовным ростом: осознание цели и смысла, внутренний мир, гармония с самим собой и окружающим миром и возможность более полно мобилизовать наши внутренние ресурсы для достижения целей нашей жизни, чтобы принести пользу нам самим и человечеству.

Гематрия и эзотерическая интерпретация Библии

Важной практикой в каббалистической традиции является эзотерическая интерпретация библии с помощью гематрии, которая представляет собой перевод ивритских слов или фраз в числовое значение. Эта практика уходит корнями в тот факт, что в древнееврейской культуре не было отдельной системы чисел; каждая буква еврейского алфавита представляла отдельное число и, поэтому любое числовое представление предполагало буквенное выражение. И наоборот, любое слово или фраза представляло числовое значение. Изучая числовые значения ключевых слов и фраз в библии, каббалисты могут выстраивать связи между концепциями, которые в ином случае не видны. Дадим один простой пример. Ивритское слово «любовь» (Ахаба) и «единство» (Ахад) оба имеют числовые значения 13. Из этого каббалист может заключить, что существует определенная эзотерическая взаимосвязь между этими концепциями и это понимание может позволить интерпретировать некоторые тексты более глубоко, нежели позволяет знание их поверхностного значения.

Практические приложения

Даже в чисто земном контексте каббала охотно предлагает ряд средств, включающих терапевтические меры и методы саморазвития. Давайте для начала рассмотрим приложения в терапевтических целях. Как вы могли заметить из рассуждений описанных выше, каббалистическая теория хорошо перекликается с подходами глубинной психологии Фрейда и Юнга. Более того, обобщенное каббалистическое духовно-психологическое видение хорошо согласуется с современными надличностными подходами, описываемыми Роберто Ассагиоли и другими. Терапевт, хорошо сведущий в каббалистической теории и практике будет способен использовать свое понимание Пути Возвращения, как он связан с балансировкой личности и поиском смысла и цели, чтобы помочь клиентам и указать требующееся им направление.

Кроме того сефиротическая модель человеческого сознания, также как и природа путей между сферами, может сподвигнуть терапевта к пониманию отдельных этапов жизненного пути, испытаний и препятствий, с которыми сталкивается клиент в каждый конкретный момент. Например, мы видели, что сефира Ход связана с человеческим интеллектом, а сефира Нецах с эмоциями. Терапевту, работающему с клиентом, который по результатам диагностики представляется через чур интеллектуальным, следует сосредоточиться на повышении влияния Нецах, т.е. эмоциональной жизни клиента. Это может быть достигнуто задействованием большинства традиционных свойств Нецах, таких как идея любви, страсти, преданности в медитативных или ритуальных программах. Мощным подспорьем для клиента при медитации на приведенные идеи может быть направление внимания на то, как они связаны с ним или с ней, или предложение прогулочной медитации в красивых местах, например, в саду или где-то еще на природе. Возможности этой методики ограничены только творческими способностями и опытом терапевта.

Важно отметить, что каббала не является строго линейной моделью, несмотря на то, что это может показаться иначе. Традиция утверждает, что в ходе человеческой жизни, индивидуальная воля находит себя в различных «местах» на Древе Жизни в разных ситуациях. К примеру, мы переживаем опыт сефиры Ход не только единожды при подъеме по Древу, а каждый раз, когда активируется интеллектуальный аспект нашей личности. Кроме того процесс изменения, представленный путями между сефирами на Древе, проявляется, как различные жизненные трудности, барьеры и возможности для роста, которые попадаются нам на различных путях на протяжении наших жизней. В качестве другого примера рассмотрим путь, соединяющий сефиры Ход и Нецах, символизирующий трудности уравновешивания интеллекта и эмоций. Легко заметить, как такие трудности проявляют себя снова и снова в нашей жизни и вследствие этого прохождение данного пути есть повторяющийся в течение всей жизни процесс. Задача терапевта в этом случае заключается в том, чтобы быть чувствительным к таким ситуациям в процессе развития клиента и направлять клиента к уравновешенности и предвидеть каждый шаг на пути. Терапевт является проводником и инструктором, но не берет ответственность за собственный выбор и действия клиента. Правильнее, чтобы терапевт воодушевлял клиента принимать ответственность за свою собственную судьбу. Это индивидуальная задача сделать выбор и сформировать реальность по своим желаниям, по мере того как раскрывается ее или его жизненный путь, приносящий ощущение высшего смысла и цели в жизни.

Другим приложением Каббалы является саморазвитие. Как показано выше, модель Древа Жизни, со всеми его путями и сферами является комплексной и гибкой символической системой. Поскольку каждый путь и сфера олицетворяет определенное качество или процесс, то можно разработать персональную систему классификации жизненного опыта, базирующуюся на Древе. Например, студент-каббалист может пожелать лучше понять внутренние механизмы своей личности. Чтобы достигнуть этого он(она) должен начать вести ежедневный журнал, фиксируя ежедневные впечатления и опыт и классифицируя их по четырем нижним сефирот на Древе, которые, как показано выше, приблизительно соответствуют четырем функциям Юнга. Таким образом для каждого дня у него должна быть запись с указанием природу какой сефиры – Малкут, Йесод, Ход или Нецах представляет опыт этого дня. Через несколько дней или недель такого мониторинга вероятно станут очевидными паттерны, предубеждения и излишние тенденции и можно будет предпринять корректирующие шаги.

Другой студент может пожелать проникнуть в смысл милосердия (Хесед) и строгости (Гебура), действующих в его жизни. Тогда он (она) должен отследить внешние и внутренние впечатления и классифицировать их на открытые, миролюбивые и способствующие росту (Хесед) и на бурные, жесткие и кажущиеся ограничивающими (Гебура). Таким образом можно будет лучше понять приливы и отливы этих противоборствующих сил не только в рамках своей личности, но также и в событиях в жизни, которые формируют каждодневный опыт. Этот вид практики, когда он проводится с жесткой прямотой и сознательным намерением, может потенциально привести даже к более возвышенным уровням сознания – прямому осознанию своего духовного Я, природы жизни и взаимосвязей во вселенной в целом. Другими словами, то, что начинается, как психологическое исследование, может открыть дверь к мистическому опыту.

⇐ Введение • Глава 2 ⇒

Перевод: Frater Orios

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.