Месса Феникса

Солнце пересекает Бездну

Sr N, Sr I.C, Fr. Marsyas

masonic_phoenix

 

Liber XLIV (Месса Феникса) Алистера Кроули — это ритуал евхаристии (причастия), который происходит на закате, — в тот момент, когда солнце начинает погружаться в подземный (ночной) мир. Подобно Звездному Рубину и Звездному Сапфиру, этот ритуал впервые был опубликован в Книге Лжей, в 1913 году как глава, 44, а затем позднее появился в приложении к «Магии в теории и на практике». Кроули называл Мессу Феникса «инструкцией по простой и экзотерической форме евхаристии» и «Ритуалом Закона». По его словам, Месса принадлежит к числу тех важнейших телемитских ритуалов, которые следует выполнять ежедневно. Впрочем, по мнению некоторых магов, его достаточно выполнять лишь раз в неделю — в воскресенье (день Солнца). По крайней мере, именно так в определенный период времени его выполнял сам Кроули. Месса Феникса имеет огромное количество смысловых интерпретаций. Иногда этот ритуал рассматривается как сокращенная альтернативная версия Гностической Католической Мессы. Некоторые телемиты исполняют ее в Осеннее Равноденствие, когда солнце начинает убывать. Сам Алистер Кроули иногда пользовался Мессой Феникса в качестве предварительного ритуала, когда начинал работы на высших и опасных магических уровнях.

LIBER XLIV

Месса Феникса

Маг с обнаженной грудью стоит перед алтарем, на котором находится лезвие, колокольчик, кадильница и два Печенья Света. Обратившись лицом к Западу, он совершает Знак Входящего над алтарем и восклицает:

Привет тебе, Ра, плывущий в своей ладье в Пещеры Тьмы!

Он делает Знак Молчания и берет колокольчик и свечу [огонь] в свои руки.

Смотри, я стою на востоке от Алтаря
В моих руках — Свет и Музыка!

Он звонит в колокольчик одиннадцать раз (333 — 55555 — 333) и зажигает [свечой] огонь в кадильнице.

Я звоню в колокольчик; я возжигаю пламя;
Я произношу тайное Имя:
АБРАХАДАБРА

Он звонит в колокольчик одиннадцать раз.

Теперь я начинаю молиться: О, Дитя,
Имя твое свято и незапятнанно!
Твое царство пришло; Твоя воля исполнилась.
Вот — Хлеб; вот — Кровь.
Пронеси меня через полночь к Солнцу!
Избави меня от Добра и Зла!
Чтобы твой единый венец Десяти
Теперь же и здесь стал моим. АМЕН.

Он кладет первое Печенье в огонь кадильницы.

Я сжигаю этот благовонный Хлеб и провозглашаю — Се есть поклонение Имени Твоему.

Это сделано им, как предписано в Книге Закона, маг снова звонит в колокольчик одиннадцать раз. Затем лезвием он делает на груди надлежащий знак.

Воззрите на кровоточащую грудь мою
С вырезанным на ней священным знаком!

Он прикладывает второе Печенье к ране.

Я останавливаю кровь; облатка пропитана ею
И высший священник произносит воззвание!

Он съедает второе Печенье.

Се Хлеб, который я ем. Се Клятва, которую я приношу,
Воспламеняя себя молитвой:
«Нет милосердия, нет греха:
Есть Закон: ДЕЛАЙ, ЧТО ТЫ ЖЕЛАЕШЬ!«

Он звонит в колокольчик одиннадцать раз и восклицает:

АБРАХАДАБРА
Я пришел со скорбью и радостью
Я теперь следую далее с благодарением,
Чтобы вершить свою Волю на земле
Среди легионов живых.

Он уходит.

Книга Лжей (Liber CCCXXXIII) о Мессе Феникса

КОММЕНТАРИЙ к 44 главе ({Мю-Дельта})

Это [44] — специальное число Гора; также, на иврите оно означает «кровь». Умножение 4 на число Магии 11 объясняет четверку в ее самом прекрасном смысле. В частности, см. отчеты в первом томе, седьмом номере «Эквинокса» об условиях, при которых происходит Равноденствие. Слово «Феникс» может быть использовано, так как включает в себя идею «Пеликана», птицы, которая, согласно легенде, кормит своих птенцов кровью собственной груди. Впрочем, эти две идеи, хотя и родственны, но не идентичны, и «Феникс» является более точным символом. Эта глава объясняется в Главе 62. Было бы неподобающе комментировать далее ритуал, который был принят в качестве официального в Ордене A.’.A.’.

Глава 62 {Kappa-Epsilon-Phi-Alpha-Lambda-Eta Xi-Beta}

Ветка? (примечание 33)

У Феникса Колокольчик — для Звука; Огонь — для Знака; Нож — для Прикосновения; два печенья, одно для вкуса, другое для запаха. Он стоит перед Алтарем Вселенной на Закате, когда земная жизнь исчезает. Он вызывает Вселенную, и коронует ее Светом МАГИИ, чтобы заменить природный свет солнца. Он молится и приносит клятву Ра-Хор-Хуиту, для него он приносит жертву. Первое печенье, которое сжигается, символизирует то лучшее, что дает идея инкарнации. Второе, смешанное с кровью его жизни и съеденное, символизирует использование низшей жизни для питания высшей. Потом он приносит Клятву и становится свободным — не связанным — Безграничным. Сгоревший в Пламени своей мольбы и рожденный заново — Феникс!

КОММЕНТАРИЙ ({Xi -Beta})

Эта глава является самостоятельным комментарием к Главе 44.

Примечание (33) Ветка? = Вы понимаете? Также и Феникс берет ветки, чтобы разжечь огонь, в котором он сжигает себя.

Об исполнении Мессы Феникса

«Маг с обнаженной грудью»
Очевидно, нет особой причины раздеваться до пояса. В таком случае, не очень понятно, как должна выглядеть одежда Мага. Можно находиться в обычной мантии, а в нужный момент просто, оттянув ворот, обнажить грудь (как вариант, мантия может быть разорвана от горла до пояса).

«стоит перед алтарем, на котором находится лезвие, колокольчик, кадильница и два Печенья Света»
В журнале Abrasax № 12, 1991, приведена возможная схема расположения магических орудий на алтаре: в самом центре алтаря — диск (блюдце) с двумя «Печеньями Света», ближе к Магу, но также по центру лежит лезвие, в западной части алтаря — колокольчик (левый угол) и кадильница с углем (правый угол).

«он совершает Знак Входящего«
Он открывает вуаль (майа), проход в иной мир, открывает способ увидеть его для себя и себя в нем.

«Привет тебе, Ра, плывущий в своей ладье в Пещеры Тьмы!»
Первый контакт с Солнечным Божеством. Маг видит и приветствует Ра.

«Он делает Знак Молчания»
Следует помнить, что Знак Молчания -это Знак Гарпократа — магического солнечного ребенка, который есть «дитя в яйце». Маг впервые, в ходе ритуала, отождествляет себя с Солнечным Божеством.

«Маг звонит в колокольчик одиннадцать раз»
Одиннадцать — число магии, число букв в слове АБРАХАДАБРА, число Нового Эона. Как отбивать эти удары? В первом случае Кроули прямо указывает, что удары отбиваются по формуле 333-55555-333 (эта формула, являющееся сочетанием числа творчества (Бина) и смелости (Гебура) чаще всего используется в различных телемитских ритуалах, например, в Ритуале Воли). В оставшихся трех случаях формулы ударов не указаны. Скорее всего, используется та же формула, хотя, некоторые маги, считают возможным в этих случаях отбивать одиночные удары по формуле 11111111111. Очевидно, ритуалист сам должен решить, какая из формул ему ближе и понятней.

«зажигает [свечой] огонь в кадильнице»
Обычно огонь в кадильнице зажигается свечой, которая уже стоит зажженная на алтаре. В кадильнице находится древесный уголь, также там может быть ладан, ибо именно это благовоние соответствует Солнцу (согласно Liber 777).

«Он делает их как в Книге Закона»
В тексте ритуала эта фраза (буквально: He makes them as in Liber Legis) не вполне ясна. О чем идет речь? Превалирует мнение, что здесь говорится о Печеньях Света. Однако английский глагол makes дан в настоящем времени и трудно представить, чтобы Маг вдруг, прервав ритуал, пошел делать эти печенья, к тому же, они уже лежат на алтаре. Существует версия, что «делать их» — это совершать поклонения Солнцу из Книги Закона, которые также используются в другом солнечном ритуале Liber Resh, то есть, декламировать отрывки из 37-го и 38-го стиха текст Третьей главы Книги Закона, начиная со слов, «величайшее единство проявилось» и, заканчивая фразой «Пребудь со мной, Ра-Хор-Хуит!», которые являются буквальным переводом стихов из Стелы Откровения.
По мнению одного из лидеров О.Т.О. Билла Хайдрика, которого мы попросили разъяснить этот момент, использование в Мессе Феникса отрывков из Книги Закона вполне приемлемо, имея в виду позднейшую доработку ритуала. В этом случае поклонение Солнцу добавляется в самом конце ритуала после последнего провозглашения тайного имени АБРАХАДАБРА.
Иногда в качестве Ритуала поклонения используется 14-ый стих из Первой главы Книги Закона, который также является частью текста, записанного на Стеле Откровения.

«Печенья Света»
Их рецепт изложен в 23-25 стихах III главы Книги Закона:
«23. Для благовоний смешай муку, мед и густой остаток красного вина: затем масло Абрамелина и оливковое масло, после чего смягчи все обильной свежей кровью.
24. Лучшая кровь от луны, ежемесячно: потом свежая кровь ребенка, или пролившаяся с небес: потом врагов; затем жреца или поклоняющихся: в последнюю очередь, — кровь животного, не важно какого именно.
25. Это сжигай: из этого делай облатки и ешь во имя мое». Обычно для Печений Света используется «кровь от луны» или кровь самого жреца (священника). Красным вином является портвейн. Как правило, его кипятят, чтобы добиться получения «густого остатка». Однако получить тот же эффект можно более простым способом — вино надо, как следует, встряхнуть. Тогда осадок поднимется со дна и обязательно попадет в ваше Печенье Света, даже если вы только что открыли бутылку.

«Затем лезвием он [Маг] делает на груди надлежащий знак»
Буквальный перевод: «Затем грабштихелем он делает на груди надлежащий знак».
Грабштихель представляет собой стальной тонкий стержень ромбовидного, клинообразного, полуовального сечения со срезанным концом. Он используется в технике резцовой гравюры, а также для того, чтобы вырезать по камню. Вполне очевидно, что здесь использован язык масонского символизма: маг вершит Великое Делание, «обрабатывает камень», то есть свою душу, чтобы получить Камень Философов. За неимением грабштрихеля можно использовать ланцет или обычное лезвие безопасной бритвы.

Что означает сделать лезвием на груди знак? Вполне очевидно, что здесь идет речь о порезе до крови, так как дальше Маг говорит: «Воззрите на кровоточащую грудь мою». Однако излишнее рвение здесь совершенно неуместно. Можно привести небольшой рассказ члена О.Т.О. Лон Майло Дюкетта, заимствованный из его книги The Magic of Thelema: «Должен признаться, что когда я был молодым и глупым, то выполнял Мессу Феникса чрезмерно фанатично — используя хирургический скальпель вместо лезвия для того, чтобы … «сделать надлежащий знак». Когда же я впервые воспользовался лезвием, то, к моему изумлению, оно абсолютно без боли почти полностью вошло в тело, прежде чем я понял, что произошло. И немедленно кровь потекла рекой. Я хотел все же закончить ритуал и попытался, как сказано в ритуале, «остановить кровь» Печеньем Света, но оно размякло и развалилось в моих руках в потоке теплой крови. Солнце уже почти скрылось за горизонтом, и его мягкий оранжевый свет освещал мою окровавленную грудь и пальцы. Я побежал в ванную, нервничая и бессмысленно повторяя заключительные фразы Мессы: «Я пришел со скорбью и радостью. Я теперь следую далее с благодарением, чтобы вершить свою Волю на земле среди легионов живых». Но, на самом деле, я чувствовал себя раненым и жутко напуганным. Мне было не до духовности».

Как поясняет Дюкетт, на самом деле «важно помнить, что Маг должен лишь символически порезать себя, чтобы получить несколько капель для освящения Печенья Света, перед тем как съесть его. При этом нигде не сказано, что боль или раны являются необходимым элементом церемонии. Это — евхаристия, а не ритуал членовредительства».

С мнением автора можно вполне согласиться. Действительно, существуют некоторые ритуалы, где боль причиняется преднамеренно. Именно через боль Маг достигает состояния возвышенного экстаза и на мгновение соединяется с Богом. Однако в данном случае цель Мага — не причинить себе боль, а, начертив надлежащий знак, добыть несколько капель крови, чтобы освятить Печенье Света.

Что же касается «надлежащего знака», то различные телемиты придерживаются разных мнений на этот счет: равносторонний крест, крест в круге (именно такой знак был на груди Алой женщины Кроули Лейлы Уэдделл и его же советуют чертить на Печеньях Света), Знак Зверя (под ним подразумевается соединение астрологических знаков Солнца сверху и Луны снизу), и т.д. Интересный вариант исполнения этого знака (с осторожной оговоркой «я слышал») описывает Frater Jivamukti (Abrasax № 12, 1991). Источником этого описания послужило любопытное замечание Алистера Кроули, содержащееся в главе XII «Магии в теории и на практике»: «Но действительно великий Маг должен также использовать собственную кровь и, быть может, кровь своего ученика таким образом, чтобы избежать необратимого жертвоприношения жизни. Пример такого жертвоприношения приведен в Книге 333 [Книге Лжей] (гл. 44). Месса [Феникса], описанная здесь, может быть рекомендована для повседневной практики» и также начало 24-го стиха из главы III Книги Закона: «Лучшая кровь от луны, ежемесячно». По словам Frater’а Jivamukti, бытует версия, что фраза про исполнение «надлежащего знака» — зашифрованная сексуально-магическая инструкция, смысл которой состоит в том, что Маг должен исполнить куннилингус своей Алой Женщине, тогда, когда у нее менструация.

Однако это мнение кажется неверным по очень простой причине. В любом упоминании о Мессе Феникса Кроули подчеркивает важность КАЖДОДНЕВНОГО исполнения этого ритуала. Однако, как известно, «кровь от луны» идет не каждый день. Трудно предположить, что Маг имеет несколько Алых женщин, специально подобранных таким образом, чтобы всегда иметь под рукой свежую «лунную кровь».

Члены О.Т.О. под надлежащим знаком понимают вполне определенный символ, который очень логично укладывается в общую схему ритуала. Однако он относится к орденским тайнам и, потому, не подлежит разглашению.

Комментарий к Мессе Феникса

Как и в большинстве работ Алистера Кроули, ключ к правильному пониманию Мессы Феникса таится в номере книги. Как пишет Кроули «44 — специальное число Гора; также, на Иврите оно означает «кровь». Умножение 4 на число Магии 11 объясняет 4 в ее самом прекрасном смысле». Но есть и другие важные числовые значения, которые имеет смысл добавить к объяснению Кроули. 44 — это число таких еврейских слов как AGLI (Капли), DM (Кровь), DLI (Водолей), и LHT (Пламя). Кроме того, это число AHIH ChIH (я — Жизнь).

Важно отметить, что этот ритуал — один из двух, написанных Кроули, в которых используется кровь (второй — относится к высшим тайнам нашего Ордена, и здесь о нем говорить не подобает).

Как пишет Кроули в своей книге «Магия в теории и на практике», «Причастие состоит в том, чтобы взять нечто простое, трансмутировать его в нечто божественное, а затем поглотить его. Всякая магическая церемония — своего рода причастие….». Далее он говорит, что «высшая форма Причастия включает в себя только Один освящаемый элемент. Это одно вещество, а не два вещества; и это вещество не живое и не мертвое, не жидкое и не твердое, не горячее и не холодное, не мужское и не женское. Данное причастие секретно во всех своих аспектах».

Несмотря на эти слова Кроули, дискуссия о природе такого вещества ведется вполне открыто. Обычно под причастием Одного элемента понимают сексуальные жидкости, однако, им может быть и кровь, которая в некоторых магических церемониях (например, при изготовлении Печений Света), рассматривается как вполне адекватная замена спермы.

Однако для правильного понимания следует помнить, что в Мессе Феникса совершается не только причастие Одного элемента, но и причастие Пяти элементов. В «Магии в теории и на практике» Алистер Кроули поясняет, что «причастие «пяти» имеет в своей основе вино (символизирующее вкус), розу (обоняние), пламя (зрение), звон колокольчика (слух) и кинжал (осязание). Это таинство включено в Мессу Феникса (в несколько видоизмененной форме)». Вполне очевидно, что в рассматриваемом ритуале кровь символизирует вкус, а сожжение Печенья Света — обоняние.

По крайней мере, в Мессе Феникса причастие совершается кровью мага. Как пишет Кроули, «каждый маг должен совершать эту мессу ежедневно на закате солнца. Зерно и вино эквивалентны плоти и крови; но гораздо легче превратить живое вещество в плоть и кровь Бога, нежели совершать то же самое чудо с мертвой материей».

Использование в ритуале крови вполне понятно. О ее сакральности говорится еще в Библии («ваша кровь, в которой жизнь ваша» Бытие IX:5). Пролитая кровь всегда была символом жертвоприношения. Об этом писали Гомер и многие другие древние авторы. В данной ситуации важно подчеркнуть «солнечный аспект» крови. Это можно сделать, обратившись, к примеру, к алхимии. Здесь «Рубедо» («работа в красном») — это последняя стадия алхимического делания, получение солнечного золота. Конечно, можно вспомнить еще гекатомбы быков, во славу солнечного бога Митры, и многое другое.

Итак, на закате Маг выполняет солнечную евхаристию. Причащая себя кусочком солнца и, тем самым, отождествляясь с ним. Лон Майло Дюкетт пишет: «Этот ритуал столь краток, что Маг может начать его делать, когда солнце только садится за горизонт, и, таким образом, кровь заряжается его последними лучами. Именно эта освященная солнцем Святая Кровь улавливается Печеньем Светом и съедается Магом. Когда Месса заканчивается, квинтэссенция Солнца благополучно спрятана в теле Мага. Если выполнять этот ритуал регулярно в течение долгого времени, тело Мага будет обновлено, клетка за клеткой, этим божественным солнечным питанием».

Так что же? Месса Феникса — это простой солнечный ритуал, что-то среднее между Liber Resh vel Helios и Гностической мессой? Да. Но не только!

Некоторые важнейшие ритуалы Алистера Кроули, по сути, несут в себе двойной смысл. Ведь человеку, избравшему судьбу Мага, предстоит решить две задачи. Вначале — это «Путь Света» (Путь L.V.X.), в конце которого человек встречается со своим Святым Ангелом-Хранителем, который помогает ему постичь свою истинную Волю и стать Адептом. Затем — это «Путь Тьмы» (Путь N.O.X.), когда человек преодолевает Бездну, уничтожая в ней свое «ложное я» и возрождается как «дитя Бабалон».

Скрытые ссылки на эти две задачи присутствуют во многих работах Кроули. Вот, например, отрывок из Liber XXXVI (Звездный Сапфир): «В центре пусть сотворит знак L.U.X.; или же, если он знает его, и осмелится сотворить его, и сможет сохранить его в тайне — знак N.O.X.«. Стоит напомнить, что, творя знак L.U.X. мы символически помещаем себя в Сфирот Тифарет, где находится наш Святой Ангел-Хранитель. Творя знак N.O.X., мы символически пересекаем пропасть и оказываемся в Сфире Бина — Дворце Госпожи Нашей Бабалон.

Иными словами, такие ритуалы можно выполнять двояко: на начальном уровне, когда Маг медленно и упорно поднимается по Древу Жизни, надеясь постичь себя и обрести своего Святого Ангела-Хранителя; и на заключительном этапе, когда Маг стоит на пороге Пропасти, перейдя которую, он окончательно отделит себя от мира людей. И нет смысла спорить, какая трактовка является более верной. Верна та, которая соответствует уровню знания и умения самого Мага.

Такой же «двойной» смысл таит в себе и Месса Феникса. С одной стороны — это начальная телемитская практика, предназначенная для ежедневного исполнения. Но этот же текст предназначен и для изучения в степени Старшего Адепта (6=5) А.`.А.`., которому вскоре предстоит ринуться в Пропасть. И в этом случае жертвоприношение крови — уже не просто причастие, связывающее нас с нашим Солнечным Богом.

Помните заключительные слова Мессы?
«Я теперь следую далее с благодарением,
Чтобы вершить свою Волю на земле
Среди легионов живых»
.

Весьма занятную интерпретацию этих слов предлагает Кеннет Грант в своей книге «Магическое Возрождение»: «Месса Феникса — в действительности Месса Вампира. Маг подобно Фениксу, после пересечения Циклов Времени, или входа в Пещеры Крови, объединяет с собой свою собственную сущность и поглощает ее». Таким образом, заключительные слова Мессы Феникса предлагается толковать как знак N.O.X. (Тьма), куда уходит Адепт, отделяя себя тем самым от мира живых.

Действительно, вхождение в Пропасть символически отождествляется со смертью мага, точнее «с полным уничтожением собственной личности — той, которая ограничивает и угнетает его истинное «я». Как пишет Кроули, «каждый «Святой» или Маг должен излить в эту Чашу [Госпожи нашей Бабалон] кровь своей жизни — всю до последней капли. (…) ибо Маг отдает Госпоже Нашей всю свою жизнь». Стоит напомнить, что в Книге Лжей, комментируя Мессу Феникса, Кроули говорит о Пеликане как «птице, которая, согласно легенде, кормит своих птенцов кровью собственной груди».

В эзотеризме Пеликан символизирует жертвенность, милосердие и кротость. В христианстве, это жертва Христа. Христос, по Данте, это «наш Пеликан», — отдавший свою кровь за грехи многих. Отождествлять Пеликана, отдающего свою кровь и жертвующего собой во имя других и Вампира, питающегося чужой кровью и жизнями, может, наверное, только Кеннет Грант. Впрочем, ошибка его вполне логична. Человек, отвергший три высшие Божественные Сфирот, поставивший на вершину Древа Жизни Даат и Хоронзона, просто не может мыслить по-другому!

Но Liber XLIV это все-таки не Месса Летучей Мыши и даже не Месса Пеликана, а Месса Феникса. По словам Кроули, «эти две идеи, [«Феникс» и «Пеликан»] хотя и родственны, но не идентичны, и «Феникс» является более точным символом». Почему? Потому, что Феникс это символ не только самопожертвования, но воскресения и бессмертия. Как пишут античные авторы, эта сказочная птица в красно-золотом оперении раз в 500 лет прилетала в египетский город Гелиополь (Город Солнца) и там, на алтаре Бога Солнца, бросалась в огонь, а затем юной возрождалась из пепла. В самом Египте эту птицу называли солнечной птицей Бенну, символом солнечного начала бессмертия и воскресения. Также она отождествлялась с Богом Ра. Точно так же, как отождествляет себя с Ра Адепт, выполняющий эту Мессу. И отдавший свою кровь превращается в Мастера Храма, который «подобно груде праха сидит в Городе Пирамид и ждет Великого Огня, который превратит весь прах в пепел. Ибо кровь его, принесенная в жертву, сохраняется в Чаше Госпожи Нашей Бабалон». И тогда он получает тысячекратную награду, возрождаясь в Чертогах Бабалон (Сфирот Бина) как Мастер Храма. Символическое изображение Феникса в масонской традиции украшено девизом: «Гибнет, чтобы жить». И это полностью соответствует концепции этого образа.

Любопытная информация, помогающая лучше постичь смысл Мессы Феникса, содержится в комментариях к «Парижским работам» Алистера Кроули, откуда я привожу небольшой отрывок:

«Кроули написал ритуал, озаглавленный «Ритуал, предназначенный для публичного исполнения», с включением Liber 44. Он публично исполнялся в О.Т.О. в Лондоне в предыдущие годы. В нем участвовал сам Кроули, Лейла Уэддел и, возможно, Нойберг как служители. Кроули прекратил его исполнять публично после того, как сделал LiberXV — «Гностическую мессу», созданную в 1913 году, — центральным ритуалом О.Т.О.

Вот полное описание этого ритуала.

Жрец, медитируя, сидит перед алтарем. Жрица восседает на троне на северо-востоке. Дьякон — на троне на юго-востоке.
Дьякон встает, стучит 1-3-7. Подносит колокольчик, Книгу и свечу жрецу.
Жрица встает и играет на музыкальном инструменте
{очевидно, имеется в виду игра на скрипке, поскольку Лейла Уэддел была скрипачкой}.
Жрец встает и совершает Мессу Феникса.
Жрица импровизирует, пока Дьякон привязывает жреца к Кресту затем скрывает его под покрывалом.
Жрец читает проповедь.
Жрица играет, и одновременно Дьякон срывает покрывало.
Дьякон идет к алтарю и стучит 7-3-1, произнося «Расходитесь, конец».
Жрец одет в белую с золотом мантию, его грудь обнажена. Жрица одета в зеленую мантию. Дьякон одет в алую мантию, на поясе у него меч. Лицо его может быть скрыто под маской.

Здесь мы видим ту же символику: самопожертвование, смерть (символизируемая покрывалом) и последующее воскрешение. Также важно отметить, что Алистер Кроули, по сути, допускает, то, что Месса Феникса может быть использована как групповой ритуал. В приведенном выше отрывке из «Магии в теории и на практике», посвященном Мессе Феникса, Кроули также пишет, что действительно великий Маг должен также использовать собственную кровь и, быть может, кровь своего ученика.

Различные варианты Мессы Феникса

Исполняя ритуал, Маг, чтобы повысить его эффективность, может дорабатывать его «под себя». Существование различных вариантов Мессы Феникса еще раз подчеркивает огромную важность этого телемитского ритуала.

Енохианский вариант Мессы Феникса, получивший название Ангельский Феникс (важную роль в ритуале здесь играют четыре Ангела стихий), был недавно подготовлен Дионисием Триамбом.

Ритуал совершается в соответствии с каноном, установленном Liber XLIV. На енохианский язык переведены все слова Мага. Удары колокольчика отбиваются по схеме 333-55555-333. В качестве Ритуала поклонения, включенного в Мессу Феникса, вместо соответствующих стихов из Книги Закона декламируется первый енохианский ключ. Как известно, этот ключ дает власть над четырьмя Ангелами Доски союза, которые повелевают четырьмя стихиями, то есть земным миром. Очевидно, в каком-то смысле четыре Ангела здесь отождествляются с Ра, который также властвует над Землей. Также вместо слов: «Есть Закон: ДЕЛАЙ, ЧТО ТЫ ЖЕЛАЕШЬ!», в енохианской версии Маг просто произносит слово: «Есть Закон: ТЕЛЕМА». (Ohorela: THELEMA).

Ангельский Феникс

[Маг выполняет Знак Гора по направлению на Запад]

Ils RA, ds tas aqlo elzap
G tabges ors!

[Делает Знак Гарпократа (Молчания)]

Ol harg lvsdi Raasi siaion
Erm olprit od nidali g zien!

[Ударяет в колокольчик: 333-55555-333]

Oali Lviahe, ol iolci Lvciftias,
Gohvs nonasci cicles:
ABRAHADABRA

[Ударяет в колокольчик: 333-55555-333, зажигает огонь в кадильнице]

Emna ol ecrin Iad: Noromi,
A dooain ovof peripsol!
Vls sonf, vls geh lansh.
Emna i vgear, emna i cnila.
Iolcam nothoa ors vi ror!
Obelisong qting od avavox!
Ar L de gon momao
Emna ti saamir zimz. AMEN

[Кладет первое Печенье Света в кадильницу]

Ol ialpon obloc,
Oecrin de dooain.

[Исполняет Ритуал поклонения, читая Первый Енохианский Ключ]

[Ударяет в колокольчик: 333-55555-333]

[Делает лезвием Знак на груди]

Micma zir cnila saanir
vrbs a cormf siaion

[Прикладывает к ране второе Печенье Света]

Ol prdzar cnila, vgear i ednas,
Sapa olora siaion!

[Съедает второе Печенье Света]

Abramg vgear, ol zvrza
Ta zirdo vep oecrini.
Ge rit, ge oalim,
Ohorela: THELEMA

[Ударяет в колокольчик: 333-55555-333]

ABRAHADABRA

Ol zimii a ohio,
A moz zir tas,
Ar ol fisis qvasahi caosgi
Aaf tom ds hom
.

[Покидает Храм]

Интересен также групповой вариант Мессы Феникса, составленный рабочей группой «Рука Славы» (Frater O.B., Soror N.I.C.E. & Frater D.I.C.E.) британского О.Т.О.. По сути, он идентичен тексту, написанному Кроули, однако часть реплик Мага отдана его двум Служителям

Групповая Месса Феникса

Служители:

Священник. Стоит на востоке от Алтаря, лицом к Западу.
Первый служитель. Стоит справа от Священника.
Второй служитель. Стоит слева от Священника.
С самого начала ритуала первый и второй служитель держат в руках Печенье Света. У второго служителя в руках еще и лезвие. На алтаре — колокольчик, кадильница и свеча.

Порядок Богослужения

Священник совершает Знак Входящего над Алтарем. Первый служитель делает Знак Пуэлла, а второй служитель — Знак Пуэр.
Вместе они восклицают:

Привет тебе, Ра, плывущий в своей ладье
в Пещеры Тьмы!

Все делают Знак Молчания. Первый служитель берет колокольчик с Алтаря, а второй берет свечу. Затем Священник объявляет:

Смотри, я стою на востоке от Алтаря
В моих руках — Свет и Музыка!

(Священник жестом указывает на второго служителя на слове «Свет», и на первого служителя на слове «Музыка».)

Первый служитель звонит в колокольчик одиннадцать раз (333-55555-333) и произносит:

Я звоню в Колокольчик;

Второй служитель зажигает Огонь в Кадильнице, произнося:

Я возжигаю пламя;

Затем Священник говорит:

Я произношу тайное Имя.

Все служители восклицают:

АБРАХАДАБРА.

Первый служитель звонит в колокольчик одиннадцать раз.

Затем Священник произносит:

Теперь я начинаю молиться: О, Дитя,
Имя твое свято и незапятнанно!

Первый служитель произносит:

Твое царство пришло;

Второй служитель произносит:

Твоя воля исполнилась.

Первый служитель произносит:

Вот — Хлеб;

Второй служитель произносит:

Вот — Кровь.

Затем все трое произносят:

Пронеси меня через полночь к Солнцу!
Избави меня от Добра и Зла!
Чтобы твой единый венец Десяти
Теперь же и здесь стал моим. АМЕН.

Первый служитель кладет первое Печенье в Огонь Кадильницы, произнося:

Я сжигаю этот благовонный Хлеб и провозглашаю —
Се есть поклонение Имени Твоему.

Они делают их, как предписано в Книге Закона. Потом служитель снова звонит в колокольчик одиннадцать раз, а второй в это время делает знак на груди священника.

Затем Священник объявляет:

Воззрите на кровоточащую грудь мою
С вырезанным на ней священным знаком!

Второй служитель прикладывает второе Печенье к ране, произнося:

Я останавливаю кровь; облатка пропитана ею И высший священник произносит воззвание!

Священник съедает второе Печенье, затем произносит:

Се Хлеб, который я ем. Се Клятва, которую я приношу,
Воспламеняя себя молитвой:

Все вместе они приносят Клятву:

«Нет милосердия, нет греха:
Есть Закон: ДЕЛАЙ, ЧТО ТЫ ЖЕЛАЕШЬ!»

Первый служитель звонит в колокольчик 11 раз, и все восклицают:

АБРАХАДАБРА

Я пришел со скорбью и радостью
Я теперь следую далее с благодарением,
Чтобы вершить свою Волю на земле
Среди легионов живых.

Все уходят. ( PAN’S Asylum Lodge O.T.O. )


Опубликовано

в

от